ЖИГАНСКИЙ ГРАММОФОН

[ Новые сообщения Участники Правила форума Поиск RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Костя, Арсений  
Форум » БЛАТНАЯ МУЗЫКА » Другие исполнители » Андрей Даниленко ("Здравствуй, моя Мурка!",или 30 тысяч песен Андрея Даниленко)
Андрей Даниленко
kocДата: Понедельник, 14.04.2008, 13:45 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 446
Статус: Offline
"Здравствуй, моя Мурка!",или 30 тысяч песен Андрея Даниленко

"Сижу на нарах, как король на именинах, "В Кейптаунском порту с пробоиной в борту", "Жил-был на Подоле Гол-со-смыком", и, наконец, классика из классики - "Здравствуй, моя Мурка, здравствуй, дорогая!.." Найдется ли человек, который хоть раз в жизни не слышал этих и многих других подобных песен! Во всяком случае, мне, уголовной наследственностью отнюдь не отягощенному, они стали известны гораздо раньше, чем гимн Советского Союза или, например, "Взвейтесь кострами, синие ночи".

Помню, с каким наслаждением мы, мальчишки пятидесятых, распевали их.

А если случалось, что наше пение долетало до ушей родителей, то наиболее сознательные и бдительные из них устраивали своим отпрыскам образцово-показательную трепку с длинными нотациями, должными оргвыводами и предреканиями, что в случае упорства в своих песенных пристрастиях эти отпрыски - таки докатятся, на свою голову, до известного заведения, от знакомства с которым , как и от сумы, на Руси никто не застрахован. Но и это не помогало. Увы, повзрослев, круг своих познаний в данной области я почти не расширил. От тюрьмы судьба пока все же уберегла, а "цивилизованных" способов приобщиться к этому неисчерпаемому пласту фольклора практически не существовало.

Наши идеологические отцы, подобно бдительным родителям, искренне считали, что если явление замалчивается, то его как бы и не существует. Однако ничто не вечно под луной. Не стали исключением и казавшиеся нерушимыми идеологические бастионы. И постепенно, по мере того, как они рушились, мы дождались и возвращения романса (который оказался вовсе не таким уж дурным на вкус), и знакомства с творчеством исполнителей-эмигрантов и реабилитацией всего того, что исполняли барды. Лишь та чрезвычайно интересная, разнообразная и обширная песенная среда, которую принято обозначать словом "блатная", по-прежнему оставалась на положении Золушки.

И вдруг однажды в программе "Радио Новосибирск" я услышал музыкальную заставку - ту самую озорную неувядающую "Мурку". А за ней последовали рассказы об исполнителях, о песнях. Название передачи - "Студия Андрея Даниленко" - пока что ни о чем не говорило. Но чем больше выпусков "Студии Андрея Даниленко" доводилось слышать, тем больше поражался я, какие же необъятные песенные сокровища сумел собрать этот человек. И тем больше хотелось познакомиться с ним, рассказать о его удивительной коллекции.

И вот, наконец, я сижу в его квартире, в комнате, которая и является студией Андрея Даниленко. Хозяин, знакомя меня со своим собранием, меняет одну за другой катушки на магнитофонах и рассказывает о том, как начиналась его коллекция.

- Мне было 12 лет, я отдыхал с матерью в пансионате под Кишиневом. И как-то вечером услышал песню, которая все во мне перевернула. Это было "Чудо-Юдо" Высоцкого. До сих пор помню ощущения, которые в тот момент испытал. Потряс звук, текст, голос певца. Все это было настолько несравнимо с массовой эстрадной песней... Именно с того дня, видимо, и надо вести отсчет времени, с которого мне захотелось заниматься тем, чем я занимаюсь сейчас.

А года три спустя, в 70-м, у меня появился первый магнитофон допотопная по нынешним временам "Дайна". Возникла возможность собирать записи, вместе с друзьями переписывать песни. Еще года через три у меня уже было 50 катушек. Но коллекцией все это, конечно, назвать было нельзя - не было ни системы, ни сколько-нибудь квалифицированного оформления, да и качество - сплошной хрип. Собирал, в основном, Высоцкого. Были и другие барды - Визбор, Кукин... А Галич тогда на меня не производил впечатления. Гениальность его песен я постиг гораздо позже - уже в зрелые годы. Потом в моей жизни был период, растянувшийся на шесть лет, когда меня носило по всей России. В каких только городах я не побывал, какие только профессии не перепробовал! Общался с великим множеством людей из самых разных социальных слоев. Шесть лет ушло на то, чтобы я понял, что мне в жизни нужно. И тогда я вернулся в Новосибирск - это был 82-й год - и начал претворять свою мечту. Вот с этого времени и можно говорить о начале моей коллекции. Я стал понемногу знакомиться с новосибирскими собирателями бардовских песен, через два года узнал всех. Начал постепенно прикупать аппаратуру. В 83-м судьба свела меня с Борисом Яковлевичем Хабасом из Академгородка - крупнейшим коллекционером бардов за Уралом. Именно он научил меня тому, как массу пленок превратить в коллекцию. Во многом благодаря ему я получил и выход на известных коллекционеров из других городов. Кстати, приятно поразило такое обстоятельство - практически ни одно мое письмо не оставалась без ответа. В то время в мире коллекционеров я был, можно сказать, абсолютным нулем. Тем не менее все мои просьбы встречали у них самое внимательное отношение.

- Помнится, в те годы власти не особенно жаловали ни творчество бардов, ни тех кто ими интересовался:

- Более того, за песни Галича например, можно было и самому отправится по этапу. Таких случаев было немало, в том числе и в Новосибирске. Поэтому разговор о Галиче, о Северном, о некоторых других с тобой заводили не сразу, а лишь основательно познакомившись, как следует узнав, что ты собой представляешь. Когда коллекционеры переписывали Галича, даже телефоны отключали - опасались подслушивания. Сейчас уже даже не верится, что такое могло когда-то быть. Но ведь было. И не дай нам Бог забыть об этом.

- Давайте от разговора о бардах перейдем к другой части вашей коллекции, более экзотической, если можно так сказать. Я имею в виду блатные песни...

- Это будет очень непростой разговор... Даже при нынешней свободе тема блатных песен в прессе и эфире почти не затрагивается, очень многие относятся к ним с предубеждением, потому что почти их не знают и совсем не понимают. Поэтому прежде чем говорить от своего имени, позвольте процитировать Андрея Донатовича Синявского - думается, это имя в пояснениях не нуждается, так же, как никто не усомнится в культурном уровне этого человека и в доскональном знании им предмета разговора, усвоенного за шесть лет безвинной отсидки. Так вот, в статье с очень красноречивым названием "Отечество. Блатная песня..." он пишет: "Блатная песня тем и замечательна, что содержит слепок души народа (а не только физиономии вора), и в этом качестве, во множестве образцов, может претендовать на звание национальной русской песни, обнаруживая... то прекрасное, что в жизни скрыто от наших глаз. Более того, блатная песня (именно как песня) в своем зерне чиста и невинна, как малое дитя, и глубокой духовной, нравственной нотой, независимо от собственной воли, отрицает преступления, которые она, казалось бы, с таким знанием воспевает... Славен и велик народ, у которого злодеи поют такие песни. Но и как он, должно быть, смятен и обездолен, если ворам и разбойникам дано эту всеобщую песню сложить полнее и лучше, чем кому -либо иному сословию.

- Изумительно сказано! Как точно схвачена и концентрированно, выражена самая суть.

- Вот именно! Блатная песня - уникальное художественное явление, характерное именно для отечественной народной культуры. Ведь ни в Англии, ни во Франции, ни в Америке ничего подобного нет. А в России она, принимая разные формы, существовала всегда - потому что здесь при любой власти, больше ли, меньше ли, но все равно не хватало свободы, "режим" мог смягчаться или ужесточаться, но страна неизменно оставалась сплошной большой зоной. В соответствии с таким состоянием общества, а может быть, и в противовес ему, и заняла столь заметное место в народной душе блатная песня с ее уголовным антуражем и страстью к безграничной шальной свободе. И знаете, что еще очень интересно? Блатная песня - это фактически полная история нашего общества. Любое событие, любая новация, любая замена лиц в высших сферах сразу же находит там отражение. Нет буквально ни одной темы, которую бы эти песни обошли вниманием.


Каждому свое....
 
kocДата: Понедельник, 14.04.2008, 13:46 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 446
Статус: Offline
- Вот еще о чем хотелось бы спросить. Коллекционирование блатных песен, видимо, имеет свою специфику?

- Безусловно, И это связано со спецификой самого жанра. Здесь, например, как нигде, очень трудно точно датировать время создания песни, доискаться, кто является ее автором. Расцветом жанра являются 30-е годы, когда лагеря приняли огромные массы народа, когда политические сидели вместе с уголовниками. Понятно, что я сейчас отвлекаюсь от всех других аспектов этой проблемы, имею в виду только песни. Так вот, те, кто, освободившись, выносил песни за ограды зон, чаще всего об их создателях ничего не знали, да и значения этому не придавали. А сами авторы, если им удавалось выжить, тоже провозгласить свое авторство совсем не торопились. Зачастую, даже вообще не записывали текстов на бумаге. Практически каждая из известных блатных песен имеет огромное количество вариантов, и какой из них первоначальный, уже вряд ли когда-нибудь станет известно. А какое огромное количество песен, и среди них, несомненно, немало выдающихся, так и не вышло на свободу, погибло в лагерях вместе с людьми, которые их пели! К сожалению, время и обстановка не способствовали пониманию того, что создается уникальный пласт народной культуры. Даже сами авторы песен сплошь и рядом были тогда не в состоянии оценить значение своего творчества. И только время, как всегда, расставило все по местам...

- Но, видимо, было бы неправильно видеть в каждой песне шедевр только на том основании, что ее создали в зоне или что в ней присутствуют элементы уголовного антуража...

- Разумеется. Это же всеобщая закономерность, характерная для любого вида искусства, для любого жанра. Проходного, вторичного, наконец, откровенной пошлятины везде огромные количества. Но оценивают-то жанр по лучшим его образцам. Для блатного жанра (и здесь он сходится с бардовской песней) это песни социального протеста, проникнутые большой болью за поруганную судьбу России, песни высочайшего гражданского звучания.

- Сейчас от ГУЛАГа, по крайней мере от классического ГУЛАГа, остались только воспоминания. И вряд ли этот факт кого-то огорчает. Но как сегодня развивается жанр блатной песни? Как обстоит дело с его собирательством?

- В России издавна выработалось очень интересное отношение к заключенным. Наряду с пониманием того, что преступник должен понести наказание за свой грех, народ всегда относился к осужденным с жалостью, не переставал видеть в них людей, старался облегчить их участь. У меня к преступному миру такое же отношение. Поэтому то, что я скажу, это вовсе не ради дополнительного осуждения. Просто констатация факта.

Чтобы написать хорошую песню, нужно быть личностью, иметь тонкую чуткую душу. Для тех, кто сейчас отбывает срок, это нетипично. Душа ушла, остались только деньги. Зона сегодня настоящих песен дать уже не может. За пределами зоны есть талантливые исполнители. Например, Михаил Невский из Петербурга. В этом году выпустил пластинку Николай Жемчужный, месяцем раньше - Виталий Крестовский. Но они поют классику жанра. Классикой стали и песни Юза Алешковского 60-х годов. Впрочем, хорошие блатные песни до сих пор пишут Новиков и Никольский.

Собирательство тоже заметно захирело. Лет 10-15 назад в СССР были многие десятки людей, профессионально собиравших и имевших практически полные коллекции творчества бардов. Сейчас остались единицы. Кто-то умер, кто-то утратил к этому интерес, очень многие эмигрировали. Блатной песней и тогда интересовался гораздо более узкий круг коллекционеров, а сейчас, боюсь, как бы я вообще не остался в России единственным с такой коллекцией. Вся надежда на эмигрантов - может быть, только они сохранят и разовьют дальше этот песенный мир, как сохраняли и развивали многое из того, что на Родине было утрачено...

- Мы пока еще ничего не сказали о количественной стороне вашей коллекции...

- Моя коллекция - это тридцать тысяч магнитофонных записей песен, две тысячи фотографий, фотокопии рукописей Высоцкого, множество папок с газетными и журнальными вырезками, с перепиской, машинописные тома с текстами песен... Это каталоги, составленные так, что любую песню я мгу отыскать буквально за несколько секунд.

- Как вы считаете, наступит ли день, когда вы скажете: "Все. Больше не собираю. Только систематизирую и изучаю".

- Когда коллекционер прекращает собирательство, он перестает существовать как коллекционер. Каких бы размеров моя коллекция ни достигла, я все равно никогда не брошу это дело.
"Вечерний Новосибирск" 17 сентября, пятница 1993 г.
Беседовал Олег КОСТМАН


Каждому свое....
 
КОЛЯЖИКАЛЕЙДата: Четверг, 01.05.2008, 23:48 | Сообщение # 3
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 40
Статус: Offline
А может выложите програмы ДАНИЛЕНКО-НА ОКРАИНЕ,где то в городе.
 
КостяДата: Четверг, 01.05.2008, 23:51 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 643
Статус: Offline
КОЛЯЖИКАЛЕЙ, Постараемся на днях

Здесь посмотри http://blatnyak.ucoz.ru/forum/18

 
КОЛЯЖИКАЛЕЙДата: Суббота, 03.05.2008, 10:46 | Сообщение # 5
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 40
Статус: Offline
Спасибо Костя.
ПЕсни качаю.
 
КОЛЯЖИКАЛЕЙДата: Суббота, 03.05.2008, 11:23 | Сообщение # 6
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 40
Статус: Offline
Спасибо огромное ЛУЛЕА и КОСТЯ скачал весь Альбом -На окраине гдле то в городе.
СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!!
А если ЗАПИСЬ передачи найдете то буду очень признателен.
 
kocДата: Воскресенье, 04.05.2008, 13:12 | Сообщение # 7
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 446
Статус: Offline
Залихватскую джазово-оркестровую "Мурку" - прежнюю музыкальную заставку радиопередачи "На окраине, гдей-то в городе" - нынче сменила авторская песня под развязную "блатную" гитару. А ведущего Владимира Андросова - блатующую личность с детдомовским прошлым - сменил у микрофонов Юрий Скоробогатов (Скорый), отбывший в лагерях 15 лет. Добропорядочных обывателей должно было кидать в пот и от прежних, "простеньких" работ первомайской студии "Кореш", что уж толковать о передачах, выдержанных в строгих классических "понятиях".
"Новая Сибирь" уже рассказывала о студии Андрея Даниленко "Кореш", где на базе уникальной коллекции блатных песен и мелодий (порядка 30 тысяч композиций с начала века по сей день) создается самая серьезная в стране передача, посвященная блатной песне, которая появилась в н-ском эфире семь лет назад и вот уже три сезона выходит в эфир на волнах радио "Юнитон".

"Не жди меня, мама, - хорошего сына..."

Теперь часовая передача еще меньше вписывается в формат молодежного музыкального радио. Но вряд ли это остановит авторов программы.Они знают, что преданная аудитория от них никуда не денется. Эта аудитория заваривает чифир к десяти вечера в понедельник - к началу эфира "На окраине..." - и рассаживается по "шконкам". Этим слушателям некуда торопиться, и программа - ожидаемая отдушина в их однообразном и жестоком мире.
Им ни к чему проповеди или политинформации. А если уж и годится какая-то проповедь, то разве что в духе гашековского фельдкурата Каца: "Утверждаю с этого святого места, негодяи, ибо бог есть бытие... которое стесняться не будет, а задаст вам такого перцу, что вы очумеете!.." Потому и дикторские подводки к песням - в духе лагерных баек - образчики колоритного русского устного творчества.
"За Дездемону канала саблезубая красавица Дуся. За синего мавра катил испортаченный от рог до копыт Семен. А обязанности разлучника исполнял угрюмый мент. Семен зависал по карманам на югах. Дуся ждала его с куражами - готовилась стать невестой. А угрюмый мент готовил на них на обоих дела. А как развелся весь этот рамс, вам споет сейчас сама Дуся Семенова..." ("Сага о Семенах". Эфир 20.09.99).
Однако нарочитая "феня" сконцентрирована главным образом в подводках. Между собой в студии говорят больше о высоком: о душе, о России, о государстве и о проблемах Вселенной...

Андрей Даниленко:

- Делай свое дело и живи каждую минуту в кайф. Не делай то, что тебе не нравится. Не хочешь ходить на работу - не ходи. Найди себе занятие, которое будет и душу греть, и кормить. Если дело в кайф - люди тебя услышат. Божьи дороги все проплачены. Тогда спокойно живешь. Ничего не боишься. Что может быть самое худшее? Смерть твоя. Но она и так у тебя будет. Сегодня, завтра, послезавтра - какая разница? Вот и относись к своей жизни проще. И не будь зависим ни от чего вообще. Живи так, чтобы не мешать никому. Не бойся, не верь, не проси - вот и все. Когда живешь согласно этим правилам, становится легко по жизни канать. Или просто сидеть... Для меня счастье - это умение жить в гармонии с окружающим миром.
Универсальная формула свободы: не верь, не бойся, не проси. Однако и она относительна. После часа свободы на волнах радиоэфира слушатель все равно остается взаперти. К тому же любые нравственные рамки, в том числе воровские понятия, - при их соблюдении есть не что иное, как ограничение свободы.

Юрий Скорый:

- Вор тоже несвободен. Он не имеет права иметь семью, иметь имущество, то есть ничего... Но ведь это те же самые рамки, они ограничивают твою свободу. Раз не имеет права - какая же это свобода?

"Таганка! Зачем сгубила ты меня!.."

"По ходу нашей криминальной драмы вышло так, что Дусю закрыли. Зависла она. И надолго. А бедолага Семен весь на измене. И вот уже пятый год тусуется у конторы с букетом пожухлых белых роз и все никак не может определиться: то ли начать шпилить на одну руку с ментами и подтянуть до сэбэ Дусю? То ли взять пару карманов и подтянуться к Дусе самому? В натуре, как у Шекспира: to be or not to be?" ("Сага о Семенах". Эфир 20.09.99.)

Андрей Даниленко:

- Блатная, воровская песня - это единственная на сегодняшний день песня, которая помнит, что она русская. Она передает всю гамму эмоций русской души. От стона этой души: "Загубили, суки, загубили!.." до разухабистого ухарства, перепляса и дикого веселья - невероятный диапазон. А под всем этим неволя, а над всем этим - тюрьма.

Юрий Скорый:

- Самое мерзкое, что придумал человек, - это тюрьма. "Ага!.. Приехали!.. Вот она - родемая. Возвышается Эверестом посреди города. И пугает окрестных жителей слепыми окнами, забранными в железные шторы, то бишь - жалюзи. Четыре этажа из серого камня, четыре корпуса и четыре сгустка боли и страданий. А построена она была аж в тридцатые годы, как сельскохозяйственный институт. Итак, мы уже в тюремном дворике. Хватайте свои кешара, начинается высадка с посадкой. На пинки и удары дубинками не обращайте внимание - это вам, экскурсанты, - для остроты ощущений. Сейчас конвой сдаст вас по счету корпусным, корпусные загонят вас в боксики, потом вас ошмонают, выдернут ступинаторы из ботинок, переломают сигареты, нерасторопным дадут по седлу дубинкой и погонят вас, болезных, в баню. И вот вас, уже умытых и оскорбленных, встречает песнями тюрьма..." ("Экскурсия на новосибирский централ". Эфир 22.03.99).

Некоторые "кореша" студии Даниленко - настоящие инопланетяне. Например, Виктор Лебедев - один из авторов-исполнителей - из своих 52 лет 26 провел за колючей проволокой. Попав в лагерь в 60-х, он вышел в конце 90-х и с трудом разбирается в нынешней жизни. Сочиняет песни, которые посвящает Эдите Пьехе. Темы песен - вечные лебеди и березы. Ни одного жаргонного слова. Своих слушателей здесь именуют не братками, а согласно каторжным традициям - бродяги или босота... "Здесь не канает уровень благосостояния, а канает богатство души".

Андрей Даниленко:

- Тюрьма обостряет то, что у тебя в душе. Тебе не нужно думать - что ты будешь делать завтра, чтобы себя прокормить. Ты либо ждешь мешок с воли, либо живешь на той баланде, которую тебе дают. Голодно, но минимум тебе обеспечен. У тебя нет гражданских забот. За тебя работает тюремное расписание. Тот режим, куда ты попал. Отпадает все, над чем каждодневно работает наш мозг. Остается одна душа и масса свободного времени. И тут начинается градация. Если душа есть - она начинает вибрировать по эмоциям и выдавать такое... А у кого вместо души ничего - тюрьма все расставит. По состоянию души тебе и воздается...

Юрий Скорый:

- Если ты пришел в лагерь - ты будешь тем, что ты есть на самом деле. Все трезвые люди, видят все трезво. Там кулаки не канают.

"Всюду деньги, деньги, деньги!.."

Блатные песни чаще всего крутят на рынках или барахолках. Но там засилие "коммерческого блата": три аккорда на компьютерной "балалайке" и кое-как сляпанный пошловатый текст, стилизованный под розенбаумовские хиты. Классику жанра, исполнять которую не гнушались Утесов и Высоцкий, Димитриевич и Северный, практически нигде не услышишь. Наверное, поэтому стала хитом народная песня "Я милого узнаю по походке" в исполнении Гарика Сукачева. Нынче мода на псевдоблат понемногу уходит (вслед за российским нэпом 90-х годов). Вместе с ней сходят и однодневки

Стихи пишет Юрий Скорый:

На коридорах звон ключей,
Лязг металлических запоров.
И надзиратель у дверей -
Надежа власти и опора.
Проблем мышиных хоровод,
А глаз, посаженный глубоко,
В волчек без устали пасет
За каждым шагом,
каждым вздохом.

Припев

Запретка светом залита
Новосибирского централа.
А в наших душах света мало.
В них полумрак и пустота
И лишь на ощупь - теплота.
Со студией "Кореш" пытаются сотрудничать лучшие на сегодняшний день исполнители этого жанра - Слава Медяник или Игорь Герман. Но вряд ли даже они смогут использовать тексты Скорого. Их не адаптировать под кабацкий хит, поэтому "кореша" продолжают поиск исполнителя. Возможно, Скорому как "метломету" (пардон - ди-джею !) блатной передачи не хватает привычного куража (понта) прежнего ведущего - Андросова. Зато передача приобрела теплоту интонации и подлинность. Так понемногу и проходит час общения - ироничной радиопроповеди по "фене".

P.S.

Юрий Скорый:

- А криминальная тема самая популярная в любом жанре. Возьми народную сказку "Молодильные яблоки". Как она начинается в заграничном варианте: "Посадил царь молодильные яблоки". А у нас - послал, чтобы сп... !

Андрей Даниленко:

- А возьми самые популярные фильмы? От самого первого звукового - "Путевка в жизнь" - "Мустафу Жиган зарезал, Колька Свист похоронил..." до "Джентльменов удачи" - "Украл, выпил - в тюрьму". А самый любимый народом фильм - это "Ну, погоди!", где Волк - блатяк и Заяц - штрибанюга!..

Дмитрий Тростников, "Новая Сибирь".

взято с просторов инета


Каждому свое....

Сообщение отредактировал koc - Воскресенье, 04.05.2008, 13:13
 
Форум » БЛАТНАЯ МУЗЫКА » Другие исполнители » Андрей Даниленко ("Здравствуй, моя Мурка!",или 30 тысяч песен Андрея Даниленко)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

ШансонообменTop 100 музыкальных сайтов тематики ШансонКлассика русского шансонаЗаходите к нам на Музыкальный огонёк!Посвящается русскому шансону Официальный сайт автора-исполнителя Павла ПавлецоваАлександр Куликов песни и сказкиОфициальный сайт Семена Катаева