Константин!
Крайне радует, что возникшая ситуация быстро разрешилась. Мы всегда стремимся к доброму и полезному сотрудничеству и наш "Северный Форум" всегда открыт для ваших эксклюзивных материалов и ссылок, касающихся творчества Владимира Романовича Шандрикова.
Администратор веб-сайтов "Северная Энциклопедия" и "Памяти Е.Оршуловича (В.Сорокина)"
Эдуард
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------- Арсений:
"Вот это да!!! Я раньше "Черноморочку" наверное наизусть знал, но что бы там Сорокин играл, я не знал... сейчас откопаю эту плёнку, буду повнимательней!"
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ----------------------------------------------------
Да! Информация об участии Евгения Оршуловича в съёмках скандально-известной комедии "Черноморочка" является абсолютным фактом. Как указано в "Краткой биографии" артиста, искромётная лирическая музыкальная комедия "Черноморочка", поставленная в 1959-ом году на "Одесской Киностудии", являлась первой дебютной картиной московского кино-режиссёра и сценариста Алексея Александровича Коренева (начинавшего свой творческий путь, как оператор и режиссёр документальной кино-хроники).
ПОДРОБНОСТИ О ЛИРИЧЕСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ "ЧЕРНОМОРОЧКА" (1959 г.), В ЭПИЗОДАХ КОТОРОЙ СНИМАЛСЯ АРТИСТ - ЕВГЕНИЙ ОРШУЛОВИЧ (В.СОРОКИН)
Режиссёр Алексей Александрович Коренев (отец известной российской актрисы - Елены Кореневой, в прошлом, "гражданской жены" режиссёра Андрона Михалкова-Кончаловского) снял за свою творческую биографию более 14 художественных фильмов, среди которых такие блистательные и до сих пор популярные комедийные, мелодраматические и остросюжетные ленты, такие как: "Урок литературы" (1968), "Адам и Хева" (1969), "Вас вызывает Таймыр" (по сценарию Александра Галича, 1970, фильм так же был "положен на полку"), "Большая перемена" (1972), "Три дня в Москве" (1974), "По семейным обстоятельствам" (1977), "Мой избранник" (1984), "Акселератка" (1987), "Ловушка для одинокого мужчины" (1990), "Дура" (1991) и другие, большая часть из которых, благодаря сегодняшней популярности, отреставрирована и успешно издаётся на DVD-носителях. В картинах А.Коренева всегда принимали участие самые известные и лучшие советские актёры, а музыку для фильмов сочиняли наиболее знаменитые композиторы тех лет, в следствии чего его фильмы всегда смотрятся с неослабевающим интересом. Кроме прочего, Алексей Коренев на протяжении десяти лет являлся "вторым" режиссёром у знаменитого Эльдара Рязанова, на съёмках его лучших комедийных картин: "Карнавальная ночь" (1956), "Дайте жалобную книгу" (1964) и "Берегись автомобиля" (1966).
Дебютный фильм Алексея Коренева - "Черноморочка", поставленный по сценарию Евгения Помещикова (автор множества замечательных сценариев к "классическим" фильмам: "Богатая невеста", "Трактористы", "Новые похождения Швейка", "Сказание о земле сибирской", "Укротительница тигров", "Медовый месяц", "Небо зовёт" и др.), на момент своего выхода вызвал бурную критику в адрес начинавшего молодого режиссёра, со стороны центральных московских партийных и комсомольских организаций. В газете "Правда" была опубликована грязная ругательная статья о фильме и у Алексея Коренева начались серьёзные "идеологические" неприятности, за что ему потом очень долго не давали снимать самостоятельно (почти 10 лет!), и он работал вторым режиссёром у Эльдара Рязанова. Ведь фильм А.Коренева "Черноморочка", по сути в открытой (хотя и в "комедийно-иронической" форме) рассказывал зрителю о многострадальном развитии джазовой музыки в СССР. Фактически, лишь буквально за год до начала съёмок картины Алексея Коренева, в 1957-ом году (незадолго до Всемирного Фестиваля молодежи и студентов в Москве), с советского джаза наконец только-только были сняты все ограничения, и он постепенно начал звучать на советской эстраде, по радио и телевидению. Казалось бы, к концу 50-х годов, уже всем стало ясно, что джазовая музыка является достоянием масс и серьёзным искусством, что джаз имеет народные корни и абсолютно равные права с другими музыкальными жанрами, ОДНАКО, популяризация и пропаганда джаза в Советском Союзе всё ещё продолжались вестись крайне сдержанно и настороженно.
В фильме "Черноморочка", благодаря "свежим веяниям" молодёжной музыкальной культуры, (хотя и в несколько " завуалированной" форме) режиссёр показал неприкрытое и издевательское отношение "совковой бюрократической номенклатуры" к западной джазовой музыке, граничащее с тотальным безкультурием, безвкусицей и несопоставимым "сравнением" ДЖАЗА - с "клубной про-коммунистической" "масс-культурой" и "народной" советской эстрадной песней (с конечным "возвеличиванием" последней). Другой, не менее "важной проблемой" (а может и самой важной) для советской цензуры стала "лирическая фабула" фильма, главная героиня которого с детства мечтала стать "певицей эстрадного оркестра"... Но, в "Стране советов", в 50-ые годы, профессии - "певица" не существовало. "Пение с эстрады" считалось чем угодно - "прожиганием времени", "блажью", "неуважительным хобби", "мещанскими замашками" и прочими "низкопробными критериями", которые не имели "право на существование" в "Стране Созидаемого Коммунизма", в которой русская женщина была обязана круглосуточно "стоять у станка" и "рожать будущих комсомольцев - защитников Родины", а тут, вдруг - ПЕВИЦА, да ещё и "эстрадно-джазового оркестра"!! Ну, и разумеется, по сценарию фильма, от подобного "неприличного поступка" её, со всем своим "комсомольским рвением", пытался спасти и уберечь "матрос боевого корабля, рьяный комсомолец-активист"... И как только, этот самый "матрос-комсомолец" не обзывал бедную девушку и как только над ней не изгалялся (да, к тому же ещё и "угорая" от своей "кристально-чистой комсомольской любви" к ней), а "монолог" этого самого матроса (о музыкальной культуре советского человека", сказанный им на весь зал со сцены сельского клуба - это вообще НЕЧТО!..
Трудно сказать, что конкретно явилось "решающим" для "представителей советской цензуры", для того что бы снять фильм с проката всего через несколько дней! Может быть не понравилась "тема джаза", может "мечта юной девушки о карьере певицы в СССР", а может (и скорей всего) всё вместе... В результате чего, картина Алексея Коренева вызвала столь множественные критические "нарекания" цензоров, что фильм на долгие годы "лёг на полку"... Дополнительно, по фильму стоит добавить, что автором всей замечательной музыки к картине "Черноморочка" (от эстрадных лирических песен до джаза, и от танцевальных мелодий, до песен "народного фольклора", написанных для этого фильма), стал известнейший советский украинский (киевский) композитор Оскар Аронович Сандлер (умер 3 мая 1981г.) - автор опер, оперетт, музыкальных комедий, балетов, создатель многочисленных песен и музыки к кино-фильмам, и спектаклям. Оскару Сандлеру принадлежит авторство знаменитой песни "Эстрада", специально написанной для популярнейшего дуэта артистов "Тарапуньки" и "Штепселя". "Перу" композитора Оскара Сандлера принадлежит замечательная музыка созданная им для широко-известных картин: "Подвиг разведчика", "Актриса", "Штепсель женит Тарапуньку" и других,а так же, музыка для комедийной оперетты "На рассвете" про Мишку-"Япончика", и огромное множество других произведений.
Съёмки фильма проходили в Одессе, и для "ролей второго плана", на съёмки фильма были приглашены молодые студенты одесских техникумов и актёры, набиравших свою популярность знаменитых одесских "КВНов". Таким образом, на съёмки к Кореневу попал и 23-летний начинающий актёр самодеятельности Одесского Дворца Культуры Железнодорожников Евгений Оршулович. Вместе с ним, на съёмочной площадке оказался и молодой (а в скором будущем - звезда лирической эстрадной песни) - певец Валерий Ободзинский. В фильме "Черноморочка", Евгений Оршулович появляется не менее чем в 15-ти крупно-плановых кино-эпизодах, однако голоса там мы его не услышим, поскольку все эпизоды являлись лишь "смотровыми", но не взирая на это, имя Евгения Оршуловича вошло в заглавные титры картины, как "участника эпизодов" (а вот имя Валерия Ободзинского, в титры почему-то не попало, вероятно из-за малого количества эпизодов - не более пяти). Талантливый молодой актёр Одесского КВН - Евгений Оршулович, в те годы уже становился известен, и в картине "Черноморочка" мы уже можем наблюдать некоторые проблески его актёрского мастерства, заключавшегося в весьма заметной эпизодической актёрской игре (мимика, жесты, фактура, харизма и так далее). В картине, он исполняет небольшую эпизодическую роль: " музыканта-трубача джазового оркестра - оркестра, который "мучительно" искал новую вокалистку..."
В процессе работы над фильмом "Черноморочка", Евгению Оршуловичу посчастливилось сниматься рядом с такими великими мэтрами отечественного кино, как: Сергей Мартинсон, Евгений Моргунов, Эммануил Геллер, Николай Яковченко, Владимир Шульгин, Олег Борисов, Владимир Земляникин, Тамара Носова, Антонина Максимова и многие другие. Совместное участие в съёмках, на одной съёмочной площадке с видными советскими артистами, и счастливая возможность следить за их талантливейшей игрой, в дальнейшем разумеется не могли не отразиться на актёрском мастерстве самого Евгения.
На сегодняшний день, нам пока неизвестно: принимал ли участие Евгений Оршулович в эпизодических съёмках каких-либо других кино-картин (?), но учитывая все-возрастающуюй популярность и активность "Одесской Киностудии" в те годы, вполне возможно (допустим, участие без указания фамилии в титрах). После-военные 50-60-е годы, охарактеризовались огромным "всплеском" творческих увлечений молодёжи, многие мечтали стать актёрами театра и кино, популярными певцами, художниками, музыкантами, танцорами, цирковыми артистами... Кино-театральные, художественно-цирковые и музыкальные институты по всей стране были переполнены, и как правило, на одно место образовывался гигантский отборочный "конкурс", страна наконец-то зажила мирной жизнью, появились широкие возможности для творческой самореализации... Как и многие друзья юности, Евгений скорее всего тоже мечтал стать настоящим актёром кино, но в силу личных причин (нам неизвестных),Оршулович выбрал для себя не менее популярный Жанр - сатирический самодеятельный "Театр КВН", благодаря работе в котором и полученному опыту, позднее Евгений Оршулович стал известным одесским конферансье, знаменитым на всю Одессу. И всё же, хочеться думать, что отечественный комедийный кинематограф, потерял "в лице" Евгения Оршуловича - замечательного, харизматичного и талантливейшего артиста отечественного жанра музыкальной кино-комедии... Однако, тогда бы мы наверное врятли смогли бы услышать его великолепные "подпольные" песенные циклы и программы анекдотов!
Как говорится: "Всему своё время и место, в этой жизни, а всякий талант - талантлив по-своему!"
P.S.:
В настоящее время, дебютный фильм режиссёра А.А.Коренева - "Черноморочка", с участием Е.Оршуловича, на лицензионных DVD-дисках до сих пор не выходил (отныне, оригинальная копия фильма скорее всего принадлежит украинским право-преемникам "Одесской Киностудии"), а с фото-сканами эпизодов картины, на которых запечатлён Евгений Оршулович, можно ознакомиться на нашем веб-сайте, посвящённом памяти артиста.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------
К большому сожалению, талантливейший режиссёр и сценарист Алексей Александрович Коренев (если бы он жил на Западе, то вполне мог заслуженно стать "миллионером" всего за один-единственный любимый миллионами российских зрителей фильм - "Большая перемена" - Лидер проката 1972 года!) - умер в возрасте 68-ми лет, 26 февраля 1995 года, режиссёр умер в нищете и безвестности, простудившись возле станции метро, где по утрам, от финансовой безысходности приторговывал газетами...
За долгие годы своей творческой деятельности, режиссёр А.А.Коренев, в 1971 году был удостоен лишь почётного звания - "Заслуженный деятель искусств Дагестанской АССР". Несколько его художественных картин, из того небольшого числа отснятых им фильмов, безвозвратно "легло на полку". При жизни, талантливый режиссёр был "не угоден" советской власти, но не взирая на непризнанность, жизненные неурядицы и нанесённые обиды, до конца своих дней не захотел покинуть Родину (в отличие от своей дочери, Елены Кореневой, в начале 80-х эмигрировавшей в Америку).
В прошлом 2007-ом году, 2 мая, Алексею Кореневу могло бы исполниться - 80 лет. В связи с большой юбилейной датой, год назад на Российском Теле-канале прошла передача, посвящённая памяти режиссёра, вспоминали поставленные им фильмы, в том числе и дебютную картину "Черноморочка".
Автор: Г.Зиновьев
По материалам интернета и "Краткой биографии Е.Оршуловича"
/6 мая 2008 года/